Медицинский центр Зенфира
Государство как институт охраны здоровья
п.
В этом традиционном перечне действий по укреплению здоровья отсутствует главный, на наш взгляд, компонент - обучение школьников заботе о здоровье, формирование у них соответствующих установок и навыков, что требует введения образовательного стандарта на новый школьный предмет, подготовки педагогических кадров, написания учебников, разработки методических рекомендаций по овладению практическими навыками. Отсутствие этого компонента в Концепции, рассчитанной до 2010 г., свидетельствует о том, что в ближайшие годы негативные тенденции здоровья школьников будут продолжать расти.
Таким образом, краткий обзор современного законодательства Российской Федерации, связанного со здоровьем детей и подростков, позволяет сделать вывод о том, что, с одной стороны, в стране с 90-х годов начинает создаваться система правовой защиты интересов детей в сфере здоровья и жизни в целом; с другой стороны, в представленных законодательных документах продолжает доминировать взгляд на детей и подростков без учета новых экономических и социальных условий, требующих улучшения образованности, информированности детей в вопросах здоровья и формирования у них ответственности за свое здоровье.
Но законотворческая деятельность в нашей стране - лишь одно из направлений деятельности государства, которое далеко не всегда имеет продолжение в виде осуществления заявленных позиций и мероприятий. Поэтому фактическая ситуация с охраной здоровья школьников далека от программных документов.
Важным критерием отношения государства к здоровью населения являются финансовые затраты на здравоохранение. Характерной тенденцией изменения этих показателей является то, что в последние годы государство все в большей степени перекладывает расходы по данной статье бюджета на плечи населения. При этом расходы населения на здравоохранение растут значительно быстрее, чем реальные доходы. Измеренные с помощью индекса расходов на здравоохранение затраты увеличились в 2001 г. по сравнению с 1995 г. в 6, 84 раза. Причем расчеты свидетельствуют о неблагоприятной и несправедливой ситуации, когда в худшем положении оказываются менее обеспеченные слои населения и семьи из низкодоходных групп.
Другим показателем финансовой обеспеченности сферы здоровья является степень развития материальной базы учреждений спорта, отдыха, досуга. О сокращении числа этих учреждений говорилось выше (см. 3. 3, 5. 3), что же касается общеобразовательных школ, то, по данным государственной статистики, 43% школ России располагаются в приспособленных зданиях, в 35% школ нет водоснабжения, в 43% - канализации, в 34% - центрального отопления, в 39% - спортивных залов. Даже в Санкт-Петербурге в трети всех школ уроки физкультуры проходят в одном помещении одновременно у 2-3 классов. Неудовлетворительная материальная база обусловливает формирование воздушной среды в школе, качество которой многократно не соответствует гигиеническим требованиям; использование нетиповой мебели или типовой, но не соответствующей росту школьников и т.
Страницы: 1 [2] 3 4