Отношение к здоровью
Интерес к проблемам здоровья и поведению, с ним связанному, стал расти во второй половине XX в., когда на первые места в структуре заболеваемости и смертности вышли болезни, вызванные не внешними, а внутренними (поведенческими) причинами.
Отношение к здоровью, которое является одной из фундаментальных характеристик человеческого существования, осмысливается каждой культурой и каждой эпохой исходя из существующих ценностей и традиций.
Феномен "отношение к здоровью" является важным компонентом социологии здоровья, для формирования которой основополагающее значение имели труды классиков социологии XIX-XX вв.
Определение и классификация видов поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья, - тема, активно исследуемая зарубежной и отечественной социологией. Проблема состоит в том, что, вопреки логике и здравому смыслу, человек, тающий, что нужно делать для улучшения своего здоровья, каким образом изменить поведение, в реальности в большинстве случаев не делает этого.
Исследование феномена "отношение к здоровью" невозможно без определения этого понятия. Каждая из составляющих его частей - "здоровье" и "отношение" - вне зависимости друг от друга распространены достаточно широко.
Актуальность изучения проблемы отношения к здоровью связана с исторически обусловленной сменой патологии, характеризующейся сегодня лидерством эндогенных факторов заболеваемости и смертности, низким уровнем культуры самосохранения населения, изменением характера российского здравоохранения посредством лишения его патерналистской сути.
Самооценка здоровья - это оценка индивидом своего физического и психического состояния, ключевой показатель отношения к здоровью, для которого характерны три основные функции: 1) регулятивная, 2) оценочная, 3) прогностическая.
В определении феномена "ценности" мы солидаризируемся с П. И. Лапиным, который понимает под ценностями "обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения".
Показатель удовлетворенности индивида своим здоровьем является интегральным психо-социальным эмпирическим показателем, поскольку, с одной стороны, он характеризует именно самооценку здоровья и отношение индивида к своей самооценке, с другой стороны, находится в сложном взаимодействии с оценками параметров качества жизни (жилищными условиями, характером питания, медицинского обслуживания, материальным благополучием т. п.) и удовлетворенностью жизнью в целом.
Рассмотренные выше показатели отношения индивида к здоровью - самооценка и ценность здоровья - обусловливают соответствующее поведение индивида, которое мы называем самосохранительным. Это система действий и установок личности, направленных на сохранение здоровья и продление жизни.
Общественное здоровье, будучи сложным и многогранным феноменом, зависит от комплекса биологических, социально- экономических, психологических факторов, каждый из которых оказывает влияние на формирование показателей совокупного здоровья.
Анализ показателей смертности необходимо вести с учетом того, что, по определению Ж. Буржуа-Пиша, существуют два типа смертности - традиционный, определяемый преимущественно экзогенными, внешними по отношению к человеку факторами, и современный, для которого преобладающими являются эндогенные факторы.
Значение заболеваемости как показателя общественного здоровья обусловливается возросшим значением роли эндогенных факторов. В составе населения увеличивается доля лиц, страдающих различными заболеваниями, не приводящими в течение многих лет к смертельным исходам, т. е. происходит накопление контингентов хронических больных.
Потребность в продолжительном существовании представляет собой, по сути, демографический показатель воли к жизни, предполагающий полноту прохождения индивидом жизненного цикла, исполнения всех возрастных ролей на стадиях от детства до старости.
Физическое развитие - это показатель здоровья населения, на котором отражаются как эпохальные изменения биологической природы человека, так и сравнительно кратковременные воздействия факторов природной и социальной среды.
Помимо рассмотренных выше традиционных показателей здоровья разрабатываются комплексные показатели, которые могли бы минимизировать недостатки традиционных и учитывать максимальное или оптимальное число воздействующих факторов.
Отношение к здоровью на макроуровне - уровне общества - обусловливается сложившейся системой социальных норм. Социальные нормы при этом определяются как средство регулирования деятельности общества в целом, его институтов, социальных групп или отдельных лиц.
Значение социальной политики определяется тем, что от ее реализации в конечном итоге зависят состояние здоровья населения и перспективы его изменения. Анализ социальной политики в сфере общественного здоровья необходимо предварить рассмотрением ее сути.
Социальная политика государства в сфере здоровья основывается на том, что здоровье - это высшее неотчуждаемое право человека, без которого теряют значение другие ценности. В то же время здоровье не только является личной собственностью гражданина, но имеет и социальную значимость.
Важным аспектом социальной политики является финансирование затрат на здравоохранение. В середине XX в. во всех странах мира, включая Россию, изменилась структура причин смертности. Это потребовало изменения стратегии систем здравоохранения.
Конституция РФ 1993 г. провозгласила Россию социальным государством, и тем самым была заявлена концепция социальной политики, ориентированная на повышение качества жизни всего населения и уменьшение всех видов социального риска.
В научной литературе отсутствует единое понимание понятия "фактор", поэтому необходимо уточнить его смысловое значение, принимаемое в настоящей работе.
Значение биологического, генетического фактора преломляется под влиянием социально-экономических обстоятельств, окружающей среды, но его роль остается все же очень существенной.
Наиболее изучаемыми факторами, формирующими здоровье населения, являются социально-экономические. Их исследования ведутся как по общенациональным выборкам, так и на региональном и муниципальном уровнях.
Отдавая должное важности и необходимости изучения социально-экономических факторов здоровья, сектор социальных проблем здоровья Института социологии РАН под руководством д. ф. н. А. И. Антонова в середине 80-х годов сосредоточил усилия на изучении поведенческих факторов, т. е. самосохранительного поведения (ССП) различных групп населения.
Влияние социально-демографических факторов на отношение к здоровью является одним из наиболее исследуемых аспектов этой проблемы и рассматривалось выше в связи с влиянием большинства названных факторов.
Культура каждой нации характеризуется системой ценностей, связанной с общими представлениями о мире, месте человека в нем. Эти так называемые "ключевые символы" включают здоровье, работу, семью, знания и т. п. в таком сочетании по их значимости, которые отличают народы в современном мире.
Значение психосоциальных факторов здоровья в современной России обусловливается обострившейся в последние десятилетия проблемой социальной адаптации населения к происходящим драматическим политическим и экономическим переменам.
Формирование отношения к здоровью - сложный социально- психологический процесс, результат взаимодействия значительного числа факторов. Он важен для всех возрастных групп населения, но наибольшую значимость имеет все же для детей и подростков - перспективной группы населения, открытой, в силу возрастных особенностей, для воспитательного воздействия.
Семья в данном контексте выступает в двух ипостасях. Как макрообъект - социальный институт, изучаемый в контексте социетальных процессов во взаимодействии с другими институтами общества, и как микрообъект - малая группа со своими семейными интеракциями, направленными на достижение тех или иных результатов семейного поведения.
Современная школа как социальный институт переживает тяжелый период реформирования. Сегодня перед школой стоят задачи создания концепции образования, пересмотра программ обучения, улучшения материально-технической базы, выплаты учителям зарплат, адекватных их труду.
Школьная медицина руководствуется в работе регламентирующими приказами, направленными в основном на диспансеризацию, профилактику и контроль существующих санитарно-гигиенических нормативов. Функция формирования мотивации к заботе о здоровье у школьной медицины практически отсутствует.
Важной проблемой в сфере здоровья является отсутствие государственной идеологии здоровья. В формировании этой идеологии важная роль принадлежит средствам массовой информации (СМИ).
Исходя из принятой нами институциональной концепции факторов формирования здоровья, мы проанализировали статьи с точки зрения отражения роли самого человека, семьи, школы, здравоохранения и государства в данном процесс.
Государственная политика в отношении детей и подростков базируется на международной "Конвенции ООН о правах ребенка", которая обязывает государства-участники обеспечивать детям защиту, заботу, включая охрану здоровья, и регулярно отчитываться о выполнении положений Конвенции.
Выше была рассмотрена ситуация фактического состояния индивидуального и общественного здоровья и факторы, влияющие на него. Что же касается перспектив дальнейшего развития сферы здоровья, то специалисты выделяют несколько направлений, которые предположительно повлияют на качественные изменения состояния здоровья населения.
Как отмечалось выше, здоровье становится объектом все большего числа наук. Включилась в этот процесс и теория управления. Здоровье как сложно организованный объект имеет естественную природу возникновения и существования, и им, казалось бы, можно и не управлять, что происходило и происходит в течение многих столетий.
Одной из возможных модификаций отношения к здоровью является возникновение и развитие различных практик ухода за телом.
Детям легко привить грамотное отношение к своему здоровью, заставляя ходить в спортзал и контролируя полезные свойства пищи. Кроме полноценного питания в рацион любого человека обязаны входить поливитамины, выпускаемые сегодня в огромном количестве.
Приведенный анализ феномена "отношение к здоровью" - его исторической трансформации, теоретических основ, показателей, факторов, социальных институтов, обусловливающих и формирующих здоровье - позволяет сделать некоторые выводы.