Приходите к нам на прием
Отправить сообщение
+375(17)
284-45-11
210-16-56 | 110-12-12
Звоните
Icq:
777666777
Skype:
by

Медицинский центр Зенфира

Социальные нормы в отношении общественной ценности здоровья

До 1917 г. это были прежде всего религиозные постулаты, предписывающие весьма различные, порой диаметрально противоположные взгляды на отношение к здоровью, в зависимости от принадлежности к той или иной конфессии.

В христианстве подчеркивается дуализм человеческой природы. Болезнь - это не обязательно наказание за грехи, болезнь может трактоваться как момент личного примирения с Богом, искупление прошлых грехов, призыв к милосердию. Пассивность перед лицом болезни, ожидание чудесного исцеления, свойственного сознанию верующего, и надежда на врачебную помощь имеют в своей основе один и тот же мировоззренческий стереотип. Идея веры, по мнению христиан, является абсолютной духовной защитой от всех напастей человеческой жизни. Исцеляющее значение веры известно давно.

С другой стороны, на современном Западе отказ от традиционной парадигмы веры сопровождается на уровне обыденного сознания увлечением собственным здоровьем, здоровым образом жизни, занятиями спортом, йогой, медитацией. Вместо Библии читают астрологические книги, с проблемами идут не к священнику, а к экстрасенсу, психоаналитику. Очевидно, что отказ от веры не продвинул человека вперед в духовном аспекте.

Христианские протестантские традиции послужили основой формирования социальных ценностей соответствующей социальной политики и системы здравоохранения. Об их эффективности свидетельствует опыт скандинавских стран, где протестантская этика органично уживается с научной медициной, поскольку они имеют одинаковые культурные и географические корни.

Другой культурологический опыт в отношении к здоровью свойствен жителям мусульманских стран. Для представителей ислама сохранение здоровья - священная обязанность, предписывающая: личную гигиену (омовение 5 раз в день перед каждой молитвой); запрет на употребление алкоголя; четкий распорядок семейной жизни, в том числе половой; употребление доброкачественной пищи. В религиозной системе ислама понятие страдания, болезни имеет резко отрицательный характер (тогда как в христианстве болезнь - почти благо). Отрицание страдания подразумевает не только лечение болезни, но и профилактику заболевания, и все это считается не только личным, но и общественным долгом, невыполнение которого карается системой штрафов на уровне общины.

Иное толкование здоровья и болезни свойственно буддизму, для которого жизнь и смерть - только мгновение в круговороте реинкарнаций. Буддизм проповедует любовь ко всему живому, строгую подчиненность велениям разума и ценность знаний. Болезни усиливают страдания, а долг буддиста - милосердие и сострадание. Именно эти положения буддизма вписываются в ценностный консенсус охраны здоровья и здравоохранения.

Рассмотрение здоровья как социальной ценности неизбежно в контексте содержания понятия "свобода". Индивидуальная свобода: жить так, как хочется индивиду, болеть, не задумываясь о лечении, или даже умереть - зачастую приходит в противоречие с ценностями общества, государства, которые вынуждены ограничивать эти свободы ради, например, национальной безопасности, улучшения демографической ситуации и т.

Страницы: 1 [2] 3 4


Добавьте ваш комментарий:
Ваше имя:
Адрес сайта: http://
Ваше сообщение:
Введите сегодняшнее число, 2 цифры
(защита от спама):