Медицинский центр Зенфира
Отношение к здоровью как социологическое понятие
Иными словами, это взгляд на проблему в связи с ролью социальных институтов - государства, общества, образования, средств массовой информации, семьи, школы.
По степени активности различают активное и пассивное отношение к здоровью.
По формам проявления - позитивное, нейтральное, негативное.
По степени адекватности принципам здорового образа жизни: адекватное, самосохранительное и неадекватное, саморазрушительное.
Одной из центральных методологических проблем в исследовании здоровья является выбор адекватных задачам показателей. Отношение к здоровью - полиструктурное понятие, включающее несколько значений. В соответствии с тремя основными аспектами этого понятия будут различаться и показатели отношения к здоровью.
Так, отношение к здоровью индивида включает: 1) самооценку индивидом собственного состояния здоровья; 2) отношение к здоровью как к жизненной ценности; 3) удовлетворенность состоянием своего здоровья и жизнью в целом; 4) деятельность по сохранению здоровья.
Отношение к здоровью на уровне общества представляет собой: 1) оценку состояния здоровья населения и тенденций его изменений; 2) систему социальных норм вотношении общественной ценности здоровья; 3) социальную политику всфере общественного здоровья.
Отношение к здоровью на уровне группы (семьи, трудового или учебного коллектива, референтной группы) включает:
1) оценку состояния здоровья группы и отдельных ее членов;
2) сложившиеся социальные нормы отношения к здоровью;
3) реальные действия по улучшению состояния здоровья членов группы. При этом основная функция группы в контексте отношения к здоровью состоит в трансляции индивиду сложившихся в социуме норм по поводу здоровья с учетом реального состояния индивидуальных оценок здоровья членов группы.
Существует традиционное разделение всех показателей на негативные (заболеваемость, инвалидность, смертность и т. п., которые положены в основу стратегии органов здравоохранения) и позитивные (поступки индивида, ведущего здоровый образ жизни, доля в популяции здоровых лиц, государственные мероприятия по развитию физической культуры, введение в школьную программу предмета "Здоровье" и т. п.). Поскольку здоровье сегодня изучается преимущественно посредством негативных показателей, которые характеризуют отклонения в здоровье, то в связи с ростом значимости здоровья как общественного и индивидуального богатства в новых социально-экономических условиях со всей очевидностью встала проблема разработки позитивных показателей, которые, по мнению Е. Н. Кудрявцевой, отражают «позитивную сторону диалектического единства "здоровье-болезнь", присущего человеку как социально-биологической целостности, и характеризуют возможности человеком (коллективом, населением) полноценно выполнять свои социальные функции. При этом следует иметь в виду, что состояние человека, при котором он полноценно выполняет свои социальные функции, динамично изменяется во времени и пространстве и зависит от множества характеристик (пол, возраст и т.
Страницы: 1 2 [3] 4 5 6 7