Медицинский центр Зенфира
Школа как субъект формирования здоровья и отношения к нему
Формально государство проявляет заботу о физическом воспитании населения. Подготовлен Закон "О физической культуре и спорте", дважды были его слушания в Думе, и дважды он был отклонен. Все упирается в средства, регулирование использования внебюджетных средств, лицензирование учреждений физической культуры и спорта и пр. Создана программа "Физическая культура школьников", но и на нее нет материальных средств. Слаба и пропаганда здорового образа жизни. На государственном уровне практическая ориентация на развитие физического воспитания как детей, так и взрослых очень незначительна.
Формирование отношения к здоровью
Формирование у детей и подростков отношения к здоровью происходит в школе по нескольким каналам. Разные школьные предметы и разные специалисты занимаются здоровьем детей, но ни для кого это не является главным показателем работы. В программе начальной школы этим вопросам уделяется определенное внимание, в 9-м классе изучается большой раздел биологии "Человек и его здоровье", уроки физкультуры практически вносят свою лепту в этот процесс; школьный врач в той или иной степени влияет на отношение школьника к своему здоровью; с 1994 г. в российских школах с 5 по 11 класс введен новый предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ). Он предназначался как раз для повышения санитарно-гигиенической культуры школьников и обучения их навыкам первой помощи в экстремальных ситуациях. Но появившийся учебник, по мнению экспертов-медиков, не имеет единой идеологии, очень неудачен с методической точки зрения. Не предусмотрено закрепление получаемых знаний с помощью практических навыков, нет наглядных пособий и учебно-методического обеспечения. Для большинства школ проблема в связи с новым предметом заключается в отсутствии педагогов. Оптимальным вариантом сегодня считается ситуация, когда предмет читают школьные психологи. В изложении хорошего учителя предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" подросткам нравится и приносит пользу. Но в ряде школ этот предмет вообще по тем или иным причинам отсутствует.
По мнению всех опрошенных экспертов, необходимость в предмете, обучающем здоровью, очевидна, но преподавать его нужно в начальных (а не старших, как сейчас) классах. Мнение экспертов подтверждается данными исследования Российской ассоциации общественного здоровья (1997), в ходе которого школьники, их родители и учителя высказали мнения о предпочтительном возрасте начала обучения основам здоровья и знакомства с факторами, угрожающими здоровью детей (курение, алкоголь, наркотики и болезни, передаваемые половым путем).Педагоги считают, что начинать говорить об этом следует в 9 лет, родители называют возраст 10 лет, учащиеся - 11-12 лет.
Формирование отношения к здоровью и тем самым к образу жизни вообще - процесс сложный и трудоемкий. Помимо суммы знаний школьнику необходим положительный пример учителя, который не курит, занимается спортом и реализует в собственной жизни хотя бы часть из того, чему учит. Нужны специальные формы обучения (ролевые игры, тесты, тренинги, дискуссии, специальные упражнения), которые позволили бы построить преподавание науки здоровья на совершенно иных принципах активного соучастия школьника в создании собственного здоровья, в формировании мотивации заботы о здоровье.
Страницы: 1 2 3 [4] 5 6 7